01.09.2018
Статья
Поделиться:

Обзор российского рынка графического дизайна

Рассмотрев ранее ситуацию на мировом рынке, будет рассмотрены основные тренды на рынке российском, определены основные тенденции, а также проведен SWOT анализ по ключевым возможностям и угрозам в сопоставлении с сильными и слабыми сторонами рынка.

фон с подписью

Хоть законодателем трендов дизайна и является по большей части Европа, это не говорит о том, что в России рынок очень беден. Напротив, как показывает практика, Российские дизайнеры хорошо перенимают опыт их западных коллег и создают на основе этой школы свой, весьма конкурентоспособный продукт. Более того, множество российских компаний обслуживается по дизайну именно в России, а не ищет привлечения кадров из-за рубежа. Многие недооценивают этот рынок, но он весьма перспективен и требует для развития только интеллектуальный вклад и хорошее творческое видение, что позволяет российским студиям играть с западными компаниями на одном уровне. Сам рынок растет, и это естественно, с ростом медиа рынка в России. Поэтому так важно именно сейчас стараться формировать уникальные предложения и улучшать свои технологии для студий-дизайна, так как на рынке еще нет четких правил и лидеров, это все образуется в реальном времени.

Что касается географических особенностей формирующегося рынка, то региональными лидерами, по оценкам экспертов, закономерно, являются Москва и Санкт-Петербург, где расположена большая часть дизайнерских компаний. Регионами второго эшелона являются крупные промышленные города – Нижний Новгород, Екатеринбург и Ижевск.

Ключевыми заказчиками в сфере графического дизайна являются по большей части B2C компании, которые работают напрямую с конечным потребителем продукции. В ходе глобализации и появлении на российском рынке западных продуктов, имеющих в дополнение к весьма отличительным характеристикам еще и эргономичную, красивую упаковку, российские производители также стали уделять этому все более значительное внимание. Размер компаний в данном случае не важен, дизайну стали уделять внимание все: от стартапов, для которых очень важно вынести на рынок понятный и эргономичный продукт, до крупных корпораций, занимающихся уже вопросами стратегического позиционирования на рынке и созданием узнаваемого бренда.

Рассматривая глобализацию и различные компании, работающие в дизайне на экспорт, можно утверждать, что главной тенденцией на рынке является размытие различных школ и направлений дизайна, со стремлением к унификации стиля. Российские потребители, в силу вхождения на отечественный рынок множества зарубежных товаров, стали более лояльны к восприятию и дизайна в том числе. Поэтому дизайн в России отходит от своих региональных основ и требует от студий интеграции в предлагаемые продукты европейских решений в сфере дизайна.

SWOT-Анализ

Подытоживая всю доступную информацию о рынке на сегодняшний день, можно составить сводную таблицу, из которой будут очевидны его перспективы. Для сводной таблицы был выбран формат SWOT.

Сама сущность SWOT анализа заключается в анализе внутренних и внешних факторов компании, оценке рисков и конкурентоспособности товара в отрасли. Аббревиатура состоит из четырех букв, расшифровка которых представлена далее: [S] Strengths, [W] Weaknesses, [O] Opportunities, [T] Threats.

[S] Strengths. Сильные стороны товара или услуги. Такие внутренние характеристики компании, которые обеспечивают конкурентное преимущество на рынке или более выгодное положение в сравнении с конкурентами, другими словами те области, в которых товар компании чувствует себя лучше и стабильнее конкурентов. Значение сильных сторон для компании в стратегическом планировании: за счет сильных сторон компания может увеличивать уровень продаж, прибыли и долю на рынке, сильные стороны обеспечивают выигрышное положение товара или услуги в сравнении с конкурентами. Сильные стороны необходимо постоянно укреплять, улучшать, использовать в общении с потребителем рынка.

[W]Weaknesses. Слабые стороны или недостатки товара, или услуги. Такие внутренние характеристики компании, которые затрудняют рост бизнеса, мешают товару лидировать на рыке, являются неконкурентоспособными на рынке. Значение слабых сторон для компании в стратегическом планировании: слабые стороны компании мешают росту продаж и прибыли, тянут компанию назад. За счет слабых сторон компания может потерять долю рынка в долгосрочной перспективе и утратить конкурентоспособность. Необходимо отслеживать области, в которых компания недостаточно сильна, улучшать их, разрабатывать специальные программы для минимизации рисков влияния слабых сторон на эффективность компании.

[O]Opportunities. Возможности компании — благоприятные факторы внешней среды, которые могут влиять на рост бизнеса в будущем. Значение возможностей рынка для компании в стратегическом планировании: возможности рынка олицетворяют источники роста бизнеса. Возможности необходимо анализировать, оценивать и разрабатывать план мероприятий по их использованию с привлечением сильных сторон компании.

[T]Threats. Угрозы компании — негативные факторы внешней среды, которые могут ослабить конкурентоспособность компании на рынке в будущем и привести к снижению продаж и потери доли рынка. Значение рыночных угроз для компании в стратегическом планировании: угрозы означают возможные риски компании в будущем. Каждая угроза должна быть оценена с точки зрения вероятности возникновения в краткосрочном периоде, с точки зрения возможных потерь для компании.

SWOT-анализ российского рынка графического дизайна

Как можно заметить первая, и одна из самых слабых сторон связана с отсутствием системы качества дизайна и осознания как такового понятия качества в этой сфере. Также, немаловажную роль играет специфика российского рынка в целом, а также влияние европейских трендов на подавляющую часть дизайна.

Авторы
Арт-директор : Гарифуллин Михаил