о ДИЗАЙНЕ

Хороший, плохой, злой

Как оценивать графический дизайн?

Графический дизайн и его отдельные элементы позволяют идентифицировать компанию на рынке, служат для нее знаками отличия от конкурентов, а также помогают продавать.
Возьмем хотя бы логотип: это не просто символ, а инструмент продаж, транслирующий ценности компании. Для вас ведь не новость, что зачастую люди покупают не продукт или услугу, а lifestyle – возможность приобщиться к определенному стилю жизни? Конечно, при таком раскладе многим хотелось бы иметь четкий набор объективных критериев для оценки дизайна своего бренда: хороший это дизайн или плохой, будет он работать и продавать или нет. Поэтому начинаем разбираться, как и по каким параметрам можно оценивать графический дизайн.
«Красота в глазах смотрящего»
Афоризм Оскара Уайльда напоминает, что эстетические предпочтения – вещь крайне субъективная. То, что одному человеку кажется визуально привлекательным, у другого может вызвать резкое отторжение вплоть до полного неприятия. Что является причиной такого различия в восприятии? Дело в том, что формирование эстетических предпочтений каждого человека происходит под влиянием множества факторов: от воспитания в семье до национальных традиций. Именно поэтому ни одна попытка создать набор формальных, объективных критериев для оценки графического дизайна до сих пор не увенчалась успехом. «Мерой всех вещей» в графическом дизайне является прежде всего субъект – сам человек в его индивидуальном или коллективном проявлении. Следовательно, и оценка дизайна или его отдельных элементов происходит исключительно на основе субъективных параметров.
Найди десять отличий:
редизайн логотипа BMW

Возьмем для примера резонансный случай со сменой логотипа автоконцерна BMW. Мнения разделились: одним редизайн логотипа показался современным и своевременным, другие же остались недовольны обновлениями, «разрушающими определенные устои бренда». Каждый воспринял редизайн BMW по-своему, поскольку так называемая вкусовщина заложена в человеческой природе и неизбежно распространяется на оценку графического дизайна.
«Все, кроме математики, нужно понимать в контексте»
На восприятие элементов графического дизайна влияет в первую очередь культурный контекст. Логотип, шрифт или маскот не являются изолированными объектами, обитающими где-то в вакууме: они существуют в рамках определенных культурных традиций и оцениваются соответствующим образом. В каждой региональной или национальной культуре есть своя система символов, цветов и визуальных подсказок, которые оказывают влияние на интерпретацию и оценку дизайна. Дизайн, доказавший свою эффективность на европейском рынке, может не найти отклика в странах распространения арабской культуры, и наоборот. Важность культурного контекста лишний раз доказывает, что оценка дизайна производится прежде всего на основе субъективных критериев.
«Весёлая карусель»:
загадочная эстетика kawai

Посмотрим, как в Восточной и Юго-Восточной Азии (в частности в Японии) оформляют упаковку. Сомневаемся, что кому-то взбредет в голову задизайнить нечто подобное для российского, европейского или американского рынка. Да мы и не сможем, наверное, – только если зададимся целью создать стилизованный псевдоазиатский дизайн. То, что с нашей точки зрения выглядит как безумная цветная мешанина, вызывающая пресловутый «взрыв мозга», для жителей восточноазиатского региона является нормой: такой визуальный язык в дизайне там принят за стандартную основу во всех сферах.
«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте»
Вместе с тем культура не является неким застывшим монолитом – периодически здесь тоже происходят тектонические сдвиги, на которые в свою очередь влияет развитие общества, промышленности и информационной сферы. Отраслевые стандарты и тенденции в дизайне стараются не отставать от своего времени, что опять-таки затрудняет разработку фиксированных критериев для оценки графического дизайна. То, что еще вчера считалось «дизайном на все времена», уже завтра может оказаться устаревшим и неэффективным. Сфера коммерческого дизайна необычайно динамична, ведь рынок диктует ей достаточно жесткие требования в части гибкости и адаптивности: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!». Можно ли в таких условиях говорить о какой-то объективной системе оценки дизайна?..
Лучшее – враг хорошего: рестайлинг издательства Гарвардского университета

В один прекрасный день издательство Гарвардского университета решило сменить свой фирменный стиль. Сложно сказать, что послужило тому причиной: возможно, предыдущий дизайн показался кому-то устаревшим. Так ли это на самом деле? По нынешним меркам он был выполнен в актуальном винтажном стиле. Про новый логотип тоже нельзя сказать ничего плохого, но стоила ли игра свеч? Полагаем, что данный рестайлинг у многих вызвал двоякое чувство, всегда возникающее в случаях, когда новые тренды внезапно вытесняют с рынка добротные, качественно сделанные логотипы. В любом случае сравнить оба логотипа по какой-то шкале объективных оценок не представляется возможным.
Теория эмоционального реагирования
Разработка графического дизайна всегда нацелена на то, чтобы вызвать у потребителей определенные реакции и сформировать соответствующее восприятие бренда через создание эмоциональной связи с аудиторией. Однако нельзя забывать, что эмоциональные реакции глубоко субъективны и легко берут верх над разумом. А еще эмоции в каком-то смысле заразны: доказано, что переживания человека во многом зависят от эмоционального фона, созданного людьми, находящимися рядом. В таких условиях оценка эффективности дизайна по силе его воздействия на эмоции аудитории также является исключительно субъективной, поскольку опирается на индивидуальный опыт человека и его личностное восприятие.
«Закон джунглей»:
H&M в эпицентре расового скандала

Однажды шведский бренд H&M опубликовал на своем сайте изображение темнокожего мальчика в толстовке с надписью «Coolest monkey in the jungle»*. Разразился столь грандиозный расовый скандал, что пришлось даже закрыть фирменные магазины в странах Южной Африки, а злополучную толстовку изъять из продажи во всем мире. Волна негодования по поводу одной фотографии привела к полному искажению восприятия всего бренда в целом. На африканском континенте страсти по поводу «ужасного бренда» не улеглись до сих пор. Но если оценивать беспристрастно, то так ли уж плох был в этом случае дизайн сам по себе?

*«Наикрутейшая обезьянка в джунглях» (англ.).
Quod licet Iovi, non licet bovi*
Каждый элемент графического дизайна служит определенной цели и создается для формирования уникального фирменного стиля. Соответственно, успех дизайна можно измерить тем, насколько хорошо он выполняет свое предназначение и транслирует желаемое сообщение бренда. И вновь возвращаемся к тому, что восприятие идентичности бренда у разных людей будет отличаться и затруднит объективную оценку эффективности дизайна. Зато дизайн можно оценивать по его уместности: он должен соответствовать отрасли и сфере деятельности компании, ее нише на рынке и, конечно же, желаемому имиджу.

*«Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку» (лат.).
«Рок чистой воды»:
AC/DC меняет профессию

Крутой логотип в готическом стиле AC/DC сегодня выглядит слегка устаревшим, но такой олдскульный стиль как нельзя лучше подходит для графических решений в сфере рок-музыки. Попробуем теперь сменить логотипу профессиональную сферу и представить его в роли визуального символа медицинской клиники. Восприятие кардинальным образом изменилось: смотрится тяжело, возникает ощущение какой-то грубости и вызова окружающим. Согласитесь, что имидж медицинского учреждения должен вызывать совсем иные чувства. А вот музыкальному рок-коллективу подобная брутальность и бунтарский дух только на руку!
Как видим, в основе отношения человека к тому или иному дизайну находится в первую очередь его оценочное мнение, формирующееся под воздействием субъективных факторов – эстетических предпочтений, культурного контекста, модных тенденций и эмоциональных реакций. Учитывая все вышесказанное, разработать систему оценки брендов на основе объективных критериев весьма затруднительно. Дизайн прежде всего является маркетинговым инструментом. Если он выполняет свои задачи, понятен большинству потребителей и мотивирует их на определенные действия, можно говорить о том, что этот дизайн эффективно работает. Рассуждения же о том, хороший он или плохой, будут исключительно делом вкуса. А о вкусах, как известно, не спорят.

В сухом остатке:

главное, что нужно знать

об оценке дизайна

  • Набора объективных критериев для оценки дизайна не существует в природе.
    Дизайн - это то, с чем взаимодействует каждый. У человека может не быть мнения относительно тех.процессов внутри нового смартфона, но вот мнение о его бренде будет у каждого. Отсюда и многообразие противоположных оценок.
    01
  • Дизайн оценивается исключительно субъективно.
    Есть десятки факторов, формирующих наше восприятие. А от восприятия будет зависеть и оценка. Всем нравится разная одежда, машины, цвет волос. А это как раз яркие проявления дизайна.
    02
  • Дизайн может оцениваться строго в культурном контексте.
    В разных культурах разные локальные тренды, и их нельзя оценивать с позиции другой культуры. Также как нельзя судить о неудобности левостороннего движения в некоторых странах, ведь они вправе сделать и зеркальное суждение.
    03
  • Дизайн должен быть уместным.
    К дизайну всегда важно подходить с разных сторон, чтобы не задеть и не оскорбить какую-то группу. Чем больше масштаб бренда - тем более глубокая и тщательная оценка потребуется.
    04
  • Дизайн должен работать на достижение целей бренда.
    Важно правильно оценивать целевую аудиторию бренда, что донести дизайном правильный посыл. Дизайн - это не "для красоты", а эффективный инструмент бизнеса.
    05
Выбирайте хорошие дизайны
Над материалом работали
  • Михаил Гарифуллин
    Арт-директор
  • Яна Милованова
    Копирайтер
  • Ирина Хоменко
    Корректор