о ДИЗАЙНЕ

Никто кроме вас

Зачем собственнику бизнеса разбираться в дизайне?

«Я знаю, что половина моего рекламного бюджета расходуется впустую, вот только не знаю, какая именно». — Джон Ванамейкер

Коммерсант Джон Ванамейкер произнес эту ставшую крылатой фразу еще в середине позапрошлого столетия, но с тех пор мало что изменилось: неэффективное расходование денежных средств на маркетинговые коммуникации остается болевой точкой многих предпринимателей и стартаперов. Кто виноват и что делать? Будем разбираться (и в том числе учиться разбираться в дизайне).
Банально, но большинство проблем в малом и среднем бизнесе кроется в нехватке знаний, недостатке информации и искажениях внутри коммуникационных процессов. Если вы предприниматель, ничто не заменит вам точных знаний, поэтому познавайте себя, погружайтесь в бизнес-процессы своей компании и – изучайте дизайн.

Большому бизнесу живется чуть проще: вся ответственность за рекламный бюджет возложена на специально обученный отдел маркетинга. Но если речь идет о небольшой компании, то ее собственнику приходится примерять на себя роль человека-оркестра и контролировать множество процессов, от бухгалтерии до кадрового документооборота, попутно вникая в нюансы. Неудивительно, что при таком раскладе знания собственника в области маркетинга, брендинга и дизайна нередко проседают: до них попросту не доходят руки и бюджет продолжает сливаться впустую.

Остановимся на графическом дизайне как на частном случае маркетинга (тем более что это область, в которой мы более чем компетентны) и поговорим, почему собственнику небольшого бизнеса или стартаперу необходимо хотя бы поверхностно разбираться в данной сфере.

Собственно, все просто: умение заказчика ориентироваться в дизайне положительным образом влияет на его коммуникации с подрядчиками и исполнителями. А отлаженный коммуникационный процесс позволяет быстро прийти к удовлетворительному результату.

Рассмотрим подробнее, как знания в области графического дизайна влияют на коммуникации между заказчиком и исполнителем на каждом этапе совместной работы.
Знания в области дизайна –
это возможность:
1. Грамотно оценивать предложения подрядчиков.
В процессе работы над фирменным стилем и его элементами вам придется постоянно делать выбор: в пользу того или иного подрядчика или одного из предложенных вариантов дизайна. Базовое понимание основ графического дизайна позволит вам проводить отсев более взвешенно. Соответствует ли дизайн бизнес-целям? Насколько точно он передает сообщение бренда? Найдет ли отклик у целевой аудитории? Обладая необходимыми знаниями и понятийным аппаратом, вы сможете сформировать собственные критерии оценки дизайна за пределами диапазона «нравится/не нравится».

«Если вы считаете, что знание стоит дорого,

попробуйте узнать, сколько стоит невежество».

  • Роберт Кийосаки
    Предприниматель
2. Закладывать основу эффективных коммуникаций уже на старте.
Когда собеседники говорят на одном языке, они добираются до общей цели наименее затратным путем. Знание терминологии и принципов графического дизайна позволит вам быстро донести до исполнителей свое видение и четко сформулировать свои идеи, предпочтения и требования. А налаженный коммуникационный процесс существенно увеличивает шансы на получение дизайнерского продукта, соответствующего вашим ожиданиям (или даже превосходящего их).
Есть контакт - есть шум

Любой коммуникационный процесс основан на том, что один отправляет сообщение на своем «языке», а другой при получении декодирует его уже на своем. И если процессу передачи при этом препятствуют так называемые «шумы» (например, сильная разница в восприятии того или иного явления), то посыл сильно искажается. Единый свод терминов и обозначений позволяет уменьшить негативное влияние шумов.
«Дорогое удовольствие»
(Основано на реальных событиях)
…В один прекрасный день Клиент заказал в студии дизайна лифлет на 8 полос. Получив макет, он был крайне удивлен: а как его печатать?.. Выяснилось, что Клиенту на самом деле был нужен буклет на 8 полос. Как такое могло произойти? Слова лифлет и буклет звучали для Клиента как синонимы, а вникать в тонкости он не стал. А тонкости были (и были они не такими уж «тонкими»): буклет – небольшая книжечка на скрепках, а лифлет печатается на большом листе и затем складывается гармошкой. Ошибочный выбор формата рекламного носителя – серьезный фактор. Клиенту повезло, что дизайном занимался один подрядчик, а печатать тираж должен был другой. Поэтому можно сказать, что путаница в терминах была выявлена относительно своевременно. А теперь представьте себе степень удивления Клиента, который заказал такой лифлетобуклет в агентстве полного цикла и получил из типографии совсем не то, на что рассчитывал.

И это лишь один пример, а сколько подобных искажений случается ежедневно?

Резюме: Недопонимание между заказчиком и подрядчиком, разночтения или даже банальная путаница в терминах (а их в области брендинга и дизайна достаточно много!) могут обойтись достаточно дорого.

Совет: Перед тем как составить ТЗ, изучите возможные варианты и форматы рекламных носителей и постарайтесь разобраться в их отличиях. Если сложно определить конкретный формат под свои цели и задачи, обратитесь к сотрудникам студии графического дизайна за консультацией.

«Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим,

от этого не меняются».

  • Михаил Булгаков
    Писатель
3. Продуктивно сотрудничать с дизайнерами и давать конструктивную обратную связь.
Работа над графическим дизайном – это совместный процесс, в который в равной степени должны погружаться и заказчик, и исполнитель. Соответственно, знания в области дизайна сделают ваши дискуссии с дизайнерами более содержательными, вашу обратную связь – более конструктивной, а рабочие отношения в целом станут более продуктивными.
Многие предприниматели полностью полагаются на дизайнеров и тем самым совершают фатальную ошибку: никто лучше вас самих не знает ваш бизнес, вашу целевую аудиторию, ее ожидания и запросы. Графический дизайн нельзя приравнивать к изобразительному искусству – это не творческие изыскания, а инструмент продаж. Работу над графическими элементами фирменного стиля можно сравнить с созданием интерьера квартиры или офиса: вы можете заказать проект дизайнеру, но жить и работать в созданном интерьере придется не ему, а вам, поэтому важно вникать во все детали и направлять процесс в нужное вам русло.

«Знание и сила человека являются синонимами,

ибо незнание причины затрудняет действие».

  • Фрэнсис Бэкон
    Философ
4. Обеспечить согласованность всех элементов брендинга.
Эффективный (читайте – продающий) фирменный стиль требует, чтобы все элементы дизайна, от логотипа до упаковки, «звучали» в унисон. Если вы понимаете, как работает графический дизайн, то сможете быстро распознать, какой элемент взял фальшивую ноту, и, подобно дирижеру, обеспечить гармонию всех визуальных элементов. Только так можно добиться цельности бренда и его узнаваемости на различных коммуникационных платформах.
А возвращаясь к работе с подрядчиками, заметим, что агентство полного цикла с богатым набором маркетинговых услуг и оптимальным соотношением между ценой и качеством – зверь достаточно редкий. Поэтому большинству предпринимателей приходится жонглировать и работать одновременно с несколькими исполнителями: одному заказывать услуги по верстке, другому креативные разработки, третьим – веб-дизайн или монтаж видеороликов. Получается, что работу над построением бренда ведут несколько абсолютно разных компаний, поэтому заказчик должен замкнуть на себе все процессы и принимать взвешенные решения, обеспечивающие согласованность всех элементов идентичности своего бренда. Поэтому запомните, что дирижер вашего маркетингового оркестра – это вы, только вы и никто, кроме вас.

«Везение» наступает после тщательной подготовки;

«невезение» – результат халатности».

  • Роберт Хайнлайн
    Писатель-футуролог
~
Конечно, полезно и необходимо иметь базовое представление о графическом дизайне, а также знания о принципах его создания и механизме воздействия на аудиторию. Но нелишним будет напомнить, что графические дизайнеры – это профи, обладающие специальными (и зачастую крайне редкими и очень ценными!) знаниями. Поэтому сотрудничество с опытными высококлассными дизайнерами – лучший способ создать для своей компании привлекательный и уникальный фирменный стиль.
Будьте на шаг впереди
Над материалом работали
  • Михаил Гарифуллин
    Арт-директор
  • Яна Милованова
    Копирайтер
  • Ирина Хоменко
    Корректор
  • Екатерина Козырева
    Дизайнер