о дизайне
Банановые шкурки
Пять типичных ошибок в графическом дизайне:
пути обхода и исправления
Графический дизайн служит проводником идей и ценностей бренда, той самой «одежкой», по которой клиенты встречают его на рынке. Поэтому ошибки в дизайне стоят денег, причем это касается не только суммы, потраченной непосредственно на сам дизайн.
Если образ бренда не встречает отклика у целевой аудитории, речь идет уже о потери части прибыли. Второго шанса произвести первое впечатление на рынке у вас не будет. Поэтому лучше учиться не на своих, а на чужих ошибках.

Для этой цели и создан герой нашего материала – воображаемая компания Elegia. Предположим, что она занимается консалтингом и ее услуги позволяют клиентам увеличивать рост их бизнеса в кратном размере. На примере бренда Elegia препарируем типичные ошибки в дизайне и намечаем пути их исправления.

Типичная ошибка № 1: неверный выбор типографики
Типографика является ключевым элементом графического дизайна, который придает индивидуальность бренду или напрочь лишает ее. Казалось бы, всего-то неверно выбрали шрифт, а уже ставите под удар имидж своего бизнеса. Основной критерий выбора шрифтов – их удобоваримость, то есть читабельность, разборчивость и общее соответствие посылу бренда. Откажитесь от слишком большого разнообразия используемых шрифтов и убедитесь, что выбранные шрифты одинаково используются на всех коммуникационных платформах.
Как это выглядит
Шрифт оттягивает на себя слишком много внимания и вступает в конфронтацию с логотипом. В итоге слоган, выполненный подобным шрифтом, буквально вклинивается в макет и выглядит как чужеродный элемент, живущий собственной жизнью.
Как исправить
Реалистично оценить, насколько выбранный шрифт соответствует желаемому позиционированию. Если Elegia оказывает дорогостоящие консультационные услуги для бизнеса, то типографика должна подчеркивать премиальный статус бренда.
Типичная ошибка № 2: несогласованность элементов дизайна
Один из самых коварных врагов хорошего фирменного стиля – несоответствие различных элементов дизайна друг другу. Поэтому прежде чем запускать коммуникационную кампанию, убедитесь, что все ее составляющие последовательно применяются во всех форматах и на всех платформах. Проверьте все: шрифты, цвета, логотипы и графику. Несогласованность элементов дизайна и непоследовательность их использования приводит к путанице и может ослабить индивидуальность бренда. Системой, которая позволяет раз и навсегда упорядочить и унифицировать использование всех элементов фирменного дизайна, является руководство по стилю (брендбук).
Как это выглядит
При изменении размера макета была учтена локация размещения, поэтому теперь значительную его часть занимает поле черного цвета. Да, макет по-прежнему выглядит стильно. С точки зрения дизайн-решений тоже придраться особо не к чему. Но отсутствие согласованности между всеми элементами дизайна приводит к тому, что два макета ассоциируются друг с другом только посредством логотипа.
Как исправить
Решение очевидное: необходимо разработать брендбук. И такой, чтобы в нем были предусмотрены варианты на все случаи жизни.
Типичная ошибка № 3: перегруженность дизайна
Лучший дизайн – простой, ясный и понятный. Особенно сейчас, когда одним из ключевых трендов является минимализм (про тренды писали здесь). Нет смысла использовать бесчисленное количество цветов, вариаций графики или текста. Этим вы ничего не добьетесь, только перегрузите образ бренда и запутаете целевую аудиторию. Вместо этого сосредоточьтесь на основных элементах дизайна, которые наиболее эффективно послужат передаче основной идеи.
Как это выглядит
«Я надену все лучшее сразу»: сначала брюки, поверх них пляжные шорты, следующим слоем будет меховое пальто, а увенчаем все это великолепие шапочкой для бассейна. Именно так выглядит макет, когда его нагружают всеми возможными элементами дизайна. Прекрасные по отдельности, вместе они образуют совершенно нелепый ансамбль, как это случилось с макетом Elegia. Вроде бы каждый элемент стал крупнее, а макет в итоге совершенно нечитаемый.
Как исправить
В фокус внимания лучше поместить только лишь один элемент. Если все-таки хочется еще больше усилить персонализацию бренда, можно добавить еще один элемент и на этом остановиться. Во всем следует соблюдать меру, и это правило распространяется и на графический дизайн.
Типичная ошибка № 4: банальность
Использование банальных, чрезмерно общих и широко распространенных элементов дизайна сводит на нет все усилия и попытки придать бренду уникальные черты. Хотите, чтобы ваш бренд выглядел скучным и лишенным творческого начала, – как можно чаще используйте картинки из клипарта или обычные фотографии со стоковых ресурсов. Но если у вас прямо противоположная задача, инвестируйте в создание оригинальных элементов дизайна (графику, фотографии и типографику), отражающих ценности бренда и его посыл. Только так можно выделиться среди массы конкурентов и произвести нужное впечатление на рынке.
Как это выглядит
Дизайнер Elegia, к сожалению, по-своему понял призыв не усложнять дизайн, прозвучавший при разборе предыдущей ошибки. Мало того что он использовал фото со сток-биржи, так еще и взял первое попавшееся по запросу «analytics» на самом популярном ресурсе стоковых изображений. Точно так же поступили и в PROConsult. Теперь сравните макеты двух брендов: они разные, но в силу отсутствия уникальности выглядят одинаково. Потребитель вряд ли обратит внимание на внешние различия логотипов, шрифтов, верстки и фото. Важно, что оба макета и оба бренда вызовут у него одну и ту же эмоцию, а это уже гибельный путь к пресловутому «сходству до степени смешения».
Как исправить
Очень просто: использовать оригинальные графические элементы и уникальные изображения.
Типичная ошибка № 5: ненадлежащее использование изображений
Изображения и фотографии лучше других графических элементов считываются потребителями. Пожалуй, это один из самых мощных инструментов влияния в дизайне. Здесь важна любая деталь: что, кого, где, как и почему изобразить. Используете неуместные изображения? Рискуете создать непрофессиональный и непривлекательный имидж бренда. При выборе изображений учитывайте контекст коммуникационного посыла. Откажитесь от изображений низкого качества и тех, которые идут вразрез с ценностями бренда.
Как это выглядит
Может показаться, что первое фото подходит для использования: качество снимка неплохое, на нем изображен мужчина в деловой обстановке. Но образ персонажа никак не соответствует сегменту консалтинга премиум-класса и не транслирует идею успешности. Общая неряшливость, грубоватые черты лица, специфическая мимика, неактуальный фасон костюма. Цветокоррекция снимка тоже оставляет желать лучшего.
Как исправить
Elegia работает в премиальном сегменте, поэтому выбираем образ эксперта, который выглядит респектабельно, ухоженно, имеет дружелюбную (но в рамках делового этикета) мимику и использует нейтральные жесты.

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Без графического дизайна не только нет идентичности бренда – без графического дизайна бренда, по сути, в принципе не существует. Поэтому в любом случае с дизайном придется «что-то делать». И, возможно, совершать какие-то ошибки. Многие из них мы сейчас разобрали. Резюмируем: придерживайтесь золотой середины и разумных решений, проверяйте соответствие и уместность элементов дизайна, обеспечьте их согласованность между собой и уникальность каждого по отдельности. И не забывайте про один из лучших способов обхода подводных камней графического дизайна – сотрудничество с профессионалами.
Выбирайте хорошие дизайны
Над материалом работали
  • Михаил Гарифуллин
    Арт-директор
  • Яна Милованова
    Копирайтер
  • Ирина Хоменко
    Корректор